Автор: София
Бета: Я.
Фэндом: Ориджиналы
Рейтинг: PG-13
Жанры: Гет, Юмор, Злобный автор, Статьи
Предупреждения: Мэри Сью (Марти Стью)
Размер: Драббл, 5 страниц
Кол-во частей: 1
Статус: закончен
Описание:
Рассуждения о любимом сюжете начинающих авторов: Великая Любовь персонажа канона или известного человека к очередной возникшей из ниоткуда "загадочной незнакомке".
Посвящение:
Фане О.О
Примечания автора:
Всё ниже написанное - моё мнение. Аргументированные претензии к работе без наездов в мой адрес принимаются.
читать дальшеЗдравствуйте! С вами снова я, как обычно, со статьёй, и со статьёй, возможно, несколько странной.
В качестве вступления упомяну, что я, как и все мы, люблю почитать чужие фики, а не только пишу свои собственные. Как следствие, я частенько проглядываю шапки всевозможных фиков. И нет-нет, а взгляд натыкается на «Когда [вставить имя персонажа фильма или аниме/кинозвезды/героя игры/на что хватит фантазии] встретил загадочную девушку [вставить имя автора/нравящееся автору], его сердце тотчас дрогнуло. Кто же она – эта прекрасная незнакомка, сумевшая привлечь к себе внимание [вставить имя из первых скобок]?» в описании. Не секрет, что такие сюжеты мало любимы более-менее искушёнными читателями (это не значит, что читатели лучше или хуже, просто как первый фик это может понравиться, а вот потом, как почитаешь что-то качественнее – надоесть). И я решила разобраться: а почему, собственно, не любят такие сюжеты читатели? Почему они любимы создающими их авторами и что это вообще обычно за сюжеты?
Итак, разберёмся с «загадочными незнакомками», возникающими в фэндоме невесть откуда. Начнём с малого: с того, откуда они берутся.
«Загадочная незнакомка», можно просто Фаня
Как можно понять из предупреждений, это одна из разновидностей Мэри Сью. Разновидность более-менее мирная (чаще всего, хотя не факт), но при этом достаточно неприятная. Она может не иметь суперспособностей или предков-королей, и может быть «вроде бы совсем-совсем обычной». А ещё в неё могут не влюбиться все окружающие.
Почему же она Мэри Сью, спросите вы? Ведь я вроде как сама утверждала в одной из статей, что Мэри – это сваленные в одну кучу суперспособности, королевское происхождение и тому подобное. Сейчас постараюсь объяснить. Так как это не полноценная Мэри, а лишь подвид, предлагаю ввести для неё новое наименование, короткое и ясно: Фаня. От слова «Фанатка», если что.
Вот есть у нас такая Фаня, «вроде бы совсем обычная». Но однажды она встречает ЕГО, именно так, большими буквами. Он может быть кем угодно: кинозвездой, певцом, персонажем из аниме. Обычно не Фаня попадает в обычное для своего принца на белом коне окружение, а он падает, как снег на голову, на свою будущую любовь до гроба: приезжает с концертом в её город, случайно сталкивается с ней на улице, выпадает из телевизора как девочка из «Звонка». Вариантов много, суть одна: принц встречает Фаню (которая давно по нему тоскует), влюбляется в Фаню, дальше на усмотрение автора.
Итак, кто такая Фаня? Теперь я могу дать точное определение:
Фаня – подвид Мэри Сью, создающийся исключительно с целью свести её со своим кумиром. В отличие от некоторых Мэри, которые могут и не быть воплощением автора, Фаня всегда, за редким исключением, является эдаким аватаром своего создателя. Она имеет множество общих черт с автором, а также отличается завидным фанатизмом по отношению к своему будущему возлюбленному.
Фани бывают двух видов – Фаня-милашка и Фаня-стерва. По этим двум параметрам уже можно классифицировать развитие сюжета. Если Фаня, поняв, что кумир обратил на неё внимание, всё равно продолжает умиляться, приносить ему в зубах тапочки и стесняться – это первая разновидность. Как правило, история любви в таком случае флаффная, умильная и не несёт никакого смысла, кроме бесконечных лучей кавая. Такие Фани в меру безобидны, однако за кадром так и слышится, как автор с горящими от вожделения глазами шепчет: «Вот бы мне повстречаться с НИМ, да я бы его любила, тапки в зубах носила, холила, лелеяла, обожала бы!».
Второй тип уже противнее и ближе к типичной ехидной Мэри. Поняв, что на неё обратили внимание, Фаня-стерва начинает дуть губы, ломаться, закатывать истерики и едва ли не хлестать своего недавнего кумира по щекам. Кумиру при этом надлежит стоять на коленях и покорно сносить пилёжку со стороны Фани-стервы, чтобы, как только она поманит пальчиком, покорно бежать по её приказу покупать очередное бриллиантовое колье или рубить голову дракону. Этот тип действительно загадочен, по крайней мере, отсутствием логики: если Фаня-милашка ещё похожа на фанатку, которой на голову внезапно свалилось долгожданное счастье, то Фаня-стерва смахивает на самоуверенную красотку с силиконом во всех местах. Такая Фаня считает себя заведомо неотразимой и уверена, что все кругом созданы для того, чтобы создавать ей идеальные условия для жизни и творчества. Прям как в песне Верки Сердючки «Да он бы подошёл, я бы отвернулась, он бы приставал ко мне – я б ушла». Здесь за кадром уже слышно другое: старательные попытки автора поднять себе самооценку посредством размышлений «Вот, такой вот крутой – а в мою Фанечку-то влюбился! Значит, и я тоже могла бы его в себя влюбить, да ещё и как захочется им вертеть – я же совсем такая же, как моя Фаня!».
Да, возможно, я сужу предвзято. Однако скажите – разве вы не наблюдали таких сюжетов, особенно в любом фэндоме из раздела «РПФ»?
Вот, кстати, о сюжете.
Сюжет? Какой сюжет?
По моему скромному мнению, на большинство таких фиков можно ставить пометку «PWP» - ибо непрерывное насилие над мозгом читателей продолжается постоянно. Опять же, с Фанями встречаются две разновидности сюжета: сюжет «фанический незамутнённый» и сюжет «фанический замаскированный».
С незамутнённым сюжетом всё просто, он описан полностью в первом разделе статьи. Это сюжет о том, как девочка встретила мальчика (дядю, персонажа аниме, Джастина Бибера) и влюбила его в себя своей неповторимой красотой и шармом. В общем-то, это всё, и большее сказать о нём сложно: сюжет одномерный, плоский и простой, как сплющенная консервная банка.
Но бывает, что к таким фикам пришивается универсальными белыми нитками плохой конец: когда-то на беоне я читала фанфик по «Тетради смерти», где девушка по имени Лариса после вполне счастливого финала для себя с Мелло… безо всякой причины сиганула с балкона. У того автора было множество положительных комментариев в духе: «Ваа, а я думала, у них всё будет хорошо, автор, вы гений, что так всё придумали!» (здесь был плачущий смайлик). Это – промежуточная разновидность: вроде бы автор попытался замаскировать сюжет, но маскировка вышла примерно такая же, как в случае, если бы Фаня напялила на себя малиновый маск-халат из незабвенной «Энциклопедии Мэри Сью». Да, кто-то скажет, что тут уже не назовёшь Ларису-Фаню воплощением автора, ведь автор устроил ей плохой конец. Однако, когда всё указывало на хэппи-энд, а «великую любовь всей жизни» убила прицельно упавшая с крыши сосулька (я вполне допускаю возможность нормальной реализации такого сюжета и говорю о тех случаях, когда она реализовано плохо), стоит понимать: это маскировка Фани, не более, автор уже придумал себе замечательный конец, а читателям подсунул другую версию, чтобы они поплакали над бедной девушкой и его гениальностью.
И, наконец, чистокровный замаскированный сюжет – это введение «типа побочных линий» в повествование. Фаня влюбилась в кумира, но тут неожиданно прилетели инопланетяне и похитили её на другую планету, что же делать! Или ещё вариант – кумир уже влюблён, но у Фани проблемы с законом, и её собираются отправить на зону. Или Фаня вроде бы помогает своему любимому в его великих замыслах и вместе с ним убивает драконов.
Сейчас меня стукнут по голове и скажут, что так можно любую девушку, введённую в канон, оговорить. Поэтому спешно поясню: да, эти линии вводятся, но они не прописаны. Любовная линия оторвана от якобы «основного сюжета», за который эти побочные линейки выдаются. Побочные сюжетные повороты зачастую даже более избиты и банальны, чем сюжет «девушка-фанатка плюс кумир», в них нет и капли авторского интереса: всё внимание уделяется любовной линии Фани. А, ну и иногда можно добавить, мол, Фаня и её принц в перерыве между первым поцелуем и вторым парочку Чёрных Властелинов свергли и русскую мафию по росту построили.
Понимаете, о чём я? Сюжетное произведение, в котором есть любовная линия – совсем не плохое, нет. Однако любовное произведение, в которое автор, дабы было чем отпираться от критиков, добавил какую-то одну постороннюю тему, которую размазывает на весь свой макси из трёх сотен страниц, как детсадовец невкусную кашу по дну тарелки, на мой взгляд, сложно посчитать интересным. Создаётся впечатление плохих декораций, в которых меняются только две вещи: Фаня и её принц. При этом характеры ни Фани, ни принца не изменяются: она – один из двух типов милашка-стерва, а принц – вроде бы сильный и мужественный, но при виде Фани – сюсюкающая тряпка.
Но если эти сюжеты так неприятны, то почему их так любят создатели новых и новых Фань?
Фани и создатели.
Создатели Фань, как правило, даже не ставят перед собой цели создать правдоподобный характер: все их слова в духе «Я её с себя/с подружки списала» являются ничем иным, как наивностью. Автор берёт всё, что ему кажется положительным (а это может быть как повышенная кавайность, так и стервозность), и запихивает в свою Фанечку, даже её отрицательные черты воспринимая с умилением. Автор, если можно так выразиться, играет в куклы: вот Фаня-Барби, вот понравившаяся кукла-Кен, в роли которой выступает любимая кинозвезда, актёр или персонаж аниме… Ну вы поняли. Старательно причмокивая губами, Автор сводит своих Барби и Кена, радуясь, как ребёнок, новым игрушкам. В общем-то, этот восторг мне понятен – если бы я в детстве, лет так в девять, знала, что можно взять «поиграться» любимых персонажей из мультиков, неизвестно, сколько бы таких «фиков» я бы написала.
Но Автор, вдобавок, видит на месте Фани себя, что усиливает радостное впечатление от игры. И, пока эта игра безобидная, на неё можно закрыть глаза: Фаня-милашка в очередном флаффном рассказе с рейтингом ниже плинтуса, в конце концов, вряд ли кому-то сильно помешает.
Однако со временем происходит весьма неприятная метаморфоза: создатель Фани подрастает, но всё ещё ощущает себя эдаким властелином вселенной, который может написать обо всём, что взбредёт в голову – в том числе и с любимыми персонажами, которые созданы другими людьми. Вот тут-то и начинается нечто на грани абсурда, моему пониманию, увы, неподвластное.
В общем-то, я плавно съехала к той самой теме: почему так нелюбимы Фани?
Почему их не любят.
Причина первая: они разрушают мир канона.
Недавно я бродила в поисках фиков на свой любимый пейринг по одному изначально сенен-айному аниме, созданному по яойной игре. Там есть святое «Они-все-геи», то есть по сюжету есть куча намёков на нетрадиционную ориентацию большей части персонажей. Так вот, я с ужасом наблюдала наплыв Фань в данном фэндоме. К одной из таких работ (к сожалению, точно не припомню, к какой) были прямо-таки поразившие меня своей логичностью комментарии: «А мне всё равно, что этот персонаж по канону гей, я яой не люблю, поэтому у меня он влюбился в [я забыла имя героини]». Но поразительно было не это, а поддакивающие комментики в духе: «Да, правильно, ну его, этот яой!».
Так и хочется спросить: «Девоньки, как же вы тогда аниме-то смотрели, если яой не переносите?». Нет, я понимаю наличие Фань в обычных фэндомах: в конце концов, фэндом без пометки «яой» в жанрах может смотреть любой человек, безо всякой индивидуальной непереносимости. Но когда люди сначала смотрят, а потом, оплёвывая и сюжет, и мир канона, впихивают туда свою Фаню – это мне лично непонятно. Это что, месть фэндому за то, что вы его посмотрели, что ли? Это не защита яоя, поверьте. Но ведь и гету требуется обоснование – а Фаня подразумевает то, что она лучше уже тем, что она женщина (да, для кучи геев это серьёзный аргумент, наверное). При этом к указанной стадии автор уже чаще всего забывает о Фане-милашке и выписывает характерных стерв, которые только и делают, что бьют и ругают попавшихся под руку персонажей, что неприятно любому человеку, хоть немного знающему канон. И дело тут не в яое – это пример. Могу привести и другие примеры: представьте, вот есть некая известная личность, певец, например, чьё творчество вам ну очень нравится. И вы читаете фик, где такая вот Фаня постоянно его строит, устраивая истерики и вообще всячески демонстрируя своё превосходство. Будет ли вам приятно? Не ощутите ли вы обиду за кумира, за которого в работе выдают раскрашенную куклу для тисканья?
Вторая причина – бесхарактерность возлюбленного Фани. Да, я сейчас почти процитирую Донцову, у которой в одной из книг героиня зашла в магазин игрушек и увидела там изумительный комплект игрушек: «Кукла Барби и её дом. В комплект входят: дом – 1 шт., машина – 1 шт., муж – 1 шт.», но в данном случае сюжет акцентирован не на кумире-возлюбленном, а на Фане. Возлюбленный же выглядит как бесплатное приложение к Фане: у него может меняться внешность, место жительства и род занятий, но характер у него всегда будет один. И характер этот – идеальный принц для Фани, и в топку то, что у любого героя аниме, фильма, книги характер свой. В фиках с Фанями в главных ролях нет знакомых героев, есть лишь оплёванные руины канона и картонки с подписями «Любимый Фани», «Свита Фани», «Враг Фани».
Третья причина – бессюжетность. Как я уже сказала, если и есть какой-то отличный от любовной линии между Фаней и её принцем сюжет, то он неинтересен даже автору: ведь пишется-то совсем не ради сюжета. Вывод – нет ни сюжета, ни героев, есть лишь посредственная поделка на уровне сочинения второклассника «Как я провёл лето».
И, наконец, если три предыдущие причины ещё можно сбросить со счетов при условии, что автор всё это сделал не из уверенности в собственной непогрешимости, а из банальной неопытности, следует четвёртая причина, добивающая. И звучит она так: бессмысленность текста для всех, кроме его создателя.
Ещё в пункте определения Фань я говорила о том, для чего они создаются. Это либо способ показать авторское вожделение, либо способ поднять самооценку. Но скажите, разве читаем мы затем, чтобы посмотреть на чужие восторги или на чужой аутотренинг? Вовсе нет. Мы читаем, чтобы увидеть любимый мир и его героев, увидеть что-то новое, чего в каноне не было предусмотрено.
Я молчу о тех случаях, когда это откровенно детский текст с Фаней-милашкой, которая с кумиром максимум поцелуется в щёчку, после чего он обязан будет на ней жениться. Это действительно детская игра в куклы. Любить её не обязательно, умиляться ей тоже – нужно просто мягко, осторожно брать автора под своё крыло и помогать ему писать более жизнеспособные вещи. Но взгляните на большую часть таких текстов! Рейтинг от R до NC-21 (чаще последнее или же промежуточное NC-17), Фаня обязательно оказывается в койке кумира с кучей подробностей о том, что, как именно и куда ей засунули. Иными словами – это не фантазия ребёнка, а эротические фантазии бушующих гормонов. И вот этому как раз сложно сопереживать и умиляться, да и автор не для того писал, как правило.
Господа, молю вас: не плодите Фань! Их вряд ли полюбит кто-то, кроме вас самих. Впрочем, если вы сумеете слепить из Фани подходящую к канону девушку и вспомнить о характере её возлюбленного – я первая пожму вам руку.
Спасибо за то, что прочитали эту статью. Всего хорошего, и удачи вам. Творите, но помните о том, что литература в первую очередь должна нести в себе идею. А потом уже всяческих Фань.
До новых встреч!
@темы: О Сью, Чужие Сью, МэриСью, Анонимы, Вы МС? Тогда мы Вас исправим!