24.08.2012 в 00:19
Пишет Amy Benson:Мэри-Сью и ньюскул
Внимание! Считаю своим долгом предупредить, что я нежно люблю все сезоны и всех спутников. Данный пост не есть атака на персонажей, людей, сценаристов, сюжеты и идеи, но попытка анализа.
Ах да, и ещё я технарь, так что окологуманитарные тапки по вопросам терминологии и методологии принимаются с благодарностью.
Какие-то буквы
Поскольку Мэри-Сью как термин пока не зафиксирована в больших научных источниках, думаю, термин этот можно применять более или менее по наитию.
Например, русскоязычная википедия определяет Мэри-Сью как персонаж, которого автор наделил гипертрофированными способностями. При этом автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей Мэри-Сью.
То есть имеем два основных признака:
а) максимальная крутость героини, т.е. количественный
б) представление этой героиней автора, т.е. качественный.
Таким образом, Мэри-Сью - это всегда в той или иной мере супер-пупер-итп в той или иной мере self-insert. И в зависимости от степени проявления этих двух признаков можно выделить две категории Мэри-Сью, две крайности:
1) Мегакрутая по умолчанию героиня. Она идеализирована до того образа, в котором мечтает увидеть себя автор. Отношение к ней окружающих персонажей (падающие челюсти, выпученные глаза и всё такое) - это, прежде всего, естественная реакция на заложенные автором неестественные убер-характеристики.
2) Self-insert.Поднимите руки, кто никогда таким не баловался. Образ автора с, возможно, чуть-чуть подкрученными характеристиками. Лейтмотив здесь "Я была неудачницей, а потом попала в Волшебный Мир и уж там-то всем показала." При этом происходит манипуляция на уровне взаимодействия героини с миром: Волшебный Мир и обитающие в нём существа любят и ценят её гораздо больше, чем мир обыденный.
Каждый раз, когда ту или иную героиню "Доктора Кто" называют Мэри-Сью, я теряюсь, потому что не знаю, насколько корректно говорить так о героине, написанной мужчиной. Второй признак здесь выключается начисто. Мужские Мэри-Сью, обладающие вышеназванными характеристиками, существуют вполне благодатно, но в абсолютном большинстве случаев они, пардон, персонажи мужского пола. Иногда как Мэри-Сью обозначают образ идеального партнёра (в какой-то дискуссии ему дали точное наименование типа "Алва-Сью"), но на этой территории куда больше подводных камней, особенно если выйти за пределы фанфикшена.
(И - да, особенности именно Мэри-Сью зависят от пола её создателя, а иногда и от его сексуальной ориентации, поэтому в этой теме, по моему мнению, можно вот так некрасиво разделять персонажей, написанных женщинами и мужчинами.)
Предположим, что характеристики Мэри-Сью, присущие персонажам, написанным женщинами, можно без изменения применить к героиням, написанным мужчинами. И посмотрим через этот фильтр на спутниц ньюскула.
К первой категории относится, очевидно, Ривер. В наличии имеется и волшебное происхождение, и говорящее имя, и куча супер-способностей, и даже трагическая судьба. Можно брать любой тест на мэрисьюизм и проставлять там галочки - классический случай.
Во второй категории - Роза и Донна. И пугающая мысль о том, что бы было, если бы ТАРДИС однажды не приземлилась там, где приземлилась. Допустим, Волшебный Мир не случился. И что дальше?
Марта, кстати, тоже цепляет эту категорию, но всё же, по моим ощущениям, до конца в неё не входит. Возможно, дело в финале, который по сути является возвращением из Волшебного Мира? С другой стороны, у Марты определённого финала как такового нет, он пару раз радикально менялся, поэтому судить сложно.
А вот назвать Эми Мэри-Сью у меня не получается. То ли она так аккуратно выписана, то ли я слишком много думала о ней и её месте в 5-6 сезонах.
(Получается, вне фанфикшена Мэри-Сью - это своего рода проявление авторского эскапизма, косвенное в первом случае и прямое во втором. И тогда вопрос в том, как автор оценит эту идею внутри произведения. Как раз в случае с Эми эта тема затрагивается, и промежуточные выводы там весьма неоднозначные. С другой стороны, соотношение между Обыденным и Волшебным миром не всегда очевидно, и однозначную оценку уходу из одного мира в другой дать невозможно.)
Если же отбросить принятое выше допущение, то получится, что самая что ни на есть классическая Мэри-Сью - это Рори. Потому что Моффат говорит о нём буквально следующее: "Rory is the man I'd like to be - so strong he never has to show it".
URL записиВнимание! Считаю своим долгом предупредить, что я нежно люблю все сезоны и всех спутников. Данный пост не есть атака на персонажей, людей, сценаристов, сюжеты и идеи, но попытка анализа.
Ах да, и ещё я технарь, так что окологуманитарные тапки по вопросам терминологии и методологии принимаются с благодарностью.
Какие-то буквы
Поскольку Мэри-Сью как термин пока не зафиксирована в больших научных источниках, думаю, термин этот можно применять более или менее по наитию.
Например, русскоязычная википедия определяет Мэри-Сью как персонаж, которого автор наделил гипертрофированными способностями. При этом автор произведения, как правило, ассоциирует себя со своей Мэри-Сью.
То есть имеем два основных признака:
а) максимальная крутость героини, т.е. количественный
б) представление этой героиней автора, т.е. качественный.
Таким образом, Мэри-Сью - это всегда в той или иной мере супер-пупер-итп в той или иной мере self-insert. И в зависимости от степени проявления этих двух признаков можно выделить две категории Мэри-Сью, две крайности:
1) Мегакрутая по умолчанию героиня. Она идеализирована до того образа, в котором мечтает увидеть себя автор. Отношение к ней окружающих персонажей (падающие челюсти, выпученные глаза и всё такое) - это, прежде всего, естественная реакция на заложенные автором неестественные убер-характеристики.
2) Self-insert.
Каждый раз, когда ту или иную героиню "Доктора Кто" называют Мэри-Сью, я теряюсь, потому что не знаю, насколько корректно говорить так о героине, написанной мужчиной. Второй признак здесь выключается начисто. Мужские Мэри-Сью, обладающие вышеназванными характеристиками, существуют вполне благодатно, но в абсолютном большинстве случаев они, пардон, персонажи мужского пола. Иногда как Мэри-Сью обозначают образ идеального партнёра (в какой-то дискуссии ему дали точное наименование типа "Алва-Сью"), но на этой территории куда больше подводных камней, особенно если выйти за пределы фанфикшена.
(И - да, особенности именно Мэри-Сью зависят от пола её создателя, а иногда и от его сексуальной ориентации, поэтому в этой теме, по моему мнению, можно вот так некрасиво разделять персонажей, написанных женщинами и мужчинами.)
Предположим, что характеристики Мэри-Сью, присущие персонажам, написанным женщинами, можно без изменения применить к героиням, написанным мужчинами. И посмотрим через этот фильтр на спутниц ньюскула.
К первой категории относится, очевидно, Ривер. В наличии имеется и волшебное происхождение, и говорящее имя, и куча супер-способностей, и даже трагическая судьба. Можно брать любой тест на мэрисьюизм и проставлять там галочки - классический случай.
Во второй категории - Роза и Донна. И пугающая мысль о том, что бы было, если бы ТАРДИС однажды не приземлилась там, где приземлилась. Допустим, Волшебный Мир не случился. И что дальше?
Марта, кстати, тоже цепляет эту категорию, но всё же, по моим ощущениям, до конца в неё не входит. Возможно, дело в финале, который по сути является возвращением из Волшебного Мира? С другой стороны, у Марты определённого финала как такового нет, он пару раз радикально менялся, поэтому судить сложно.
А вот назвать Эми Мэри-Сью у меня не получается. То ли она так аккуратно выписана, то ли я слишком много думала о ней и её месте в 5-6 сезонах.
(Получается, вне фанфикшена Мэри-Сью - это своего рода проявление авторского эскапизма, косвенное в первом случае и прямое во втором. И тогда вопрос в том, как автор оценит эту идею внутри произведения. Как раз в случае с Эми эта тема затрагивается, и промежуточные выводы там весьма неоднозначные. С другой стороны, соотношение между Обыденным и Волшебным миром не всегда очевидно, и однозначную оценку уходу из одного мира в другой дать невозможно.)
Если же отбросить принятое выше допущение, то получится, что самая что ни на есть классическая Мэри-Сью - это Рори. Потому что Моффат говорит о нём буквально следующее: "Rory is the man I'd like to be - so strong he never has to show it".