Дорогие студенты, сегодня мы поговорим о таком важном явлении, как главный герой, поскольку тема нашей лекции «Описание героя» и мы будем говорить не только об описании, но и о создании образа ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО главного героя, то есть, немного захватим тему следующей лекции. Итак, главный герой, человек, на котором держится все ваше произведение. Как его описать? Как его подать читателю?
Описание главного героя очень важно – читатель хочет понять, как выглядит человек, о приключениях которого он собирается читать. Один из способов создать яркий персонаж — описать его, но при этом пространные описания совсем не нужны, ведь читатель все равно внесет в описание свою поправку, увидит героя своими собственными глазами. Описывая героя, постарайтесь избежать общих фраз, нужно подать описание сжато и в то же время емко. Делать это сложно, но тут есть одна хорошая подсказка – доминирующая деталь.
Я очень надеюсь, что когда вы задумываете своего главного героя, вы придумываете ему биографию. Имейте в виду, ваши герои будут картонными, если читатель не увидит в них ни загадки, ни предыстории, ни конфликта или каких-то бытовых деталей, мелочей, которые показывали бы их жизнь. Ведь у этих людей была какая-то жизнь до того отрезка времени, о котором вы решили написать, и их жизнь будет продолжаться, после того, как ваша история закончится – ну, если, конечно, ваш главный герой не погибает. То есть, люди за пределом повествования чем-то занимаются, что-то делают. Все это помещать в текст совсем не обязательно, но вы должны знать о герое гораздо больше, чем написано в тексте. Тогда, описывая главного героя, вы без труда найдете доминирующую деталь, ту самую мелочь в описании, которая лучше всяких слов даст представление об этом человеке.
читать дальше
Чтобы было понятней, о чем идет речь, давайте обратимся к примерам. В своих лекциях я уже не раз упоминала имя замечательного писателя Джима Батчера и его цикл «Досье Дрездена». Батчер никогда не изменяет своим правилам: как только появляется новый персонаж, даже второстепенный, писатель сразу же дает описание его внешности.
«Джентльмен Джонни Марконе не производил впечатление типа, готового переломать мне ноги или зашить мне рот проволокой. Его седеющие волосы были коротко подстрижены, а к уголкам глаз сбегались светлые на фоне загара морщинки от частых улыбок. Глаза его имели тот оттенок зеленого цвета, который приобретают от долгого употребления долларовые купюры».
Доминирующая деталь здесь - глаза, которые имели оттенок долларовой купюры. Читатель, прочитав описание, уже примерно представляет, что это за человек – и не ошибается в своих предположениях.
Еще отличный пример из Батчера:
«Из машины выскользнул мужчина. Ростом примерно шесть футов, темноволосый, светлокожий. Одет он был в белый льняной костюм, из под которого виднелась серебристая шелковая рубаха, и в итальянские кожаные ботинки. Он приближался подобно речному крокодилу – совершенно бесшумно».
Понятно, что это описание отрицательного героя: доминирующая деталь, дающая представление о характере – сравнение с крокодилом, существом, вроде бы, неуклюжим, если не знать, что речной крокодил может атаковать жертву с такой скоростью, что человеческий глаз просто не в состоянии зафиксировать этот стремительный бросок.
Прекрасные описание героев (и пейзажей) вы можете найти в замечательном романе Алексея Иванова «Сердце пармы» - всячески рекомендую к прочтению эту книгу и совершенно искренне считаю одной из самых запоминающихся и ярких книг последнего времени.
Так же советую прочитать еще одну отличную книгу, которую можно найти в библиотеке «Альдебаран»: Нина Федорова, «Семья». Обратите внимание, как прекрасно владеет автор русским языком, какие точные и меткие описания дает своим героям:
«Озаренный светом электрической лампочки, над входом стоял необыкновенный, невиданный доселе визитер. Казалось, это был самый настоящий Дон Кихот из Ламанчи, но только женского рода. На ней была его шляпа, его плащ. Правда, у нее не было копья, но был свернутый дождевой зонтик, и в отношении его она употребляла те же приемы, какие требовались в действии копьем. Высокая, тощая, с костлявым благородным лицом, она глянула на профессора горящими и мрачными глазами. И по возрасту она, очевидно, была ровесницей Дон Кихоту».
Вот она, доминирующая деталь. И когда читатель знакомится с леди Доротеей дальше, то понимает, да, это действительно Дон Кихот, всю жизнь бесплодно сражающийся с ветряными мельницами.
Надеюсь, теперь вы поняли, что такое «доминирующая деталь».
После того как вы описали персонаж, его образ возникнет в воображении
читателя. Но это еще не все, это половина дела. Следите, чтобы ваш персонаж не получился картонным или стереотипным. Что это значит?
Стереотипными персонажами называются герои, которые слишком хорошо узнаваемы. Они отвечает всем ожиданиям читателя, в нем нет противоречий и он не преподносит читателю никаких сюрпризов.
К примеру, если героиня фентези-романа – то это непременно бойкая девица, острая на язык, недоучившаяся ведьма, в которую влюбляются решительно все, кто имеет несчастье попасться ей на пути. Вторая ипостась: опять-таки бойкая девица, с так полюбившимся дамам-авторам характером стервы, которая умеет обращаться с мечом так, как и не снилось опытным бойцам и которая отправляется на поиски приключений в компании друзей. Надо ли говорить, что, невзирая на ее стервозность, все встречные мужчины падают к ее ногам пачками. Друзья мои, честное слово, человеческие характеры не исчерпываются этими двумя ипостасями. Возможно, книги, где орудует героиня со стервозным характером, и находили своего читателя, но сейчас уже, право, хочется сказать словами классика: «Ваши рыжие кудри примелькались». Придумывайте уже что-нибудь другое, оставьте в покое бойких ведьм и стерв. Я уже не говорю, что героиня-стерва в подобных книгах – это просто плохо воспитанная девушка, а ее стервозность подозрительно напоминает затянувшийся ПМС.
Будьте реалистами: если у человека невыносимый характер, у него не бывает друзей. Никто не захочет рисковать собственной жизнью, идти в огонь и воду ради него. Вы сами-то будете дружить с человеком, который постоянно самоутверждается и оттачивает остроумие за ваш счет? Но, если уж образ героини-стервы дорог вашему сердцу настолько, что вы ни в какую не желаете с ним расстаться, то самое время заняться ломкой стереотипа.
Опять-таки, обратимся к примерам. Все вы, конечно же, читали прекрасный роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», о войне между Севером и Югом, о людях, которые жили в эту нелегкую эпоху. Главная героиня, Скарлетт – расчетливая стерва, которая ради своей цели, не задумываясь, идет на обман, подлог, даже убийство. Почему же читатель переживает ей? Потому что Митчелл, помимо стервозности, дала своей героине и другие качества: мужество, стойкость, несгибаемую волю, любовь к своей земле, потому что сделала ее уязвимой, дав ей любовь совсем не к тому человеку, который ей нужен.
Слова о шаблонных персонажах относятся и к героям-мужчинам, которые, стоит им угодить в другой мир, автоматически попадают в одну из стереотипных ситуаций: либо становятся Избранными, либо мгновенно овладевают всеми видами холодного оружия и подаются в наемники, либо каким-то образом обнаруживают в себе задатки великого мага и немедленно приступают к спасению мира.
Нужно помнить, что секрет создания оригинального нового персонажа заключается в умении вплести в его характер неожиданные, на первый взгляд плохо сочетаемые черты. Именно поэтому, описывая вашего героя или героиню и стремясь избежать шаблонного персонажа, дайте персонажу какие-то человеческие черты, кроме крутости и стервозности.
Всем, кто намерен писать на тему «наши – там», настоятельно советую прочитать замечательный роман Елены Хаецкой и Виктора Беньковского «Анахрон». Там, правда, иная ситуация – девушка из другого времени оказалась в наших реалиях, но прочитав эту книгу, вы не только получите огромное удовольствие и от языка, и от сюжета, и от стиля, от того, как чудесно описана сама ситуация с перемещением, но и увидите, как разнообразны персонажи романа: их немало, но все они, даже самые проходные, запоминаются мгновенно.
Теперь, все еще продолжая говорить о создании образа вашего главного героя, не лишне будет упомянуть о такой важной вещи, как отождествление читателя и главного героя. Все мы знаем, что когда человек читает хорошо написанную книгу, происходит его невольное отождествление с главным героем, то есть, читатель ставит себя на место центрального персонажа и полностью погружается в выдуманный кем-то мир. Если у вас получилось написать текст именно так – это большая удача. Но тут есть два момента. Первый – книга действительно должна быть написана качественно: то есть, помимо харизматичного и запоминающегося главного героя, присутствуют яркие второстепенные персонажи, добротно прописанный антураж и интрига. Второй момент – собственно идентификация с героем. Чтобы это непременно произошло, опытные писатели вносят в образ главного персонажа какие-то узнаваемые черты. Делается это для того, чтобы читатель, узнав персонаж поближе, мог воскликнуть: «Да он совсем, как я! Он – такой же»!
Главный герой цикла «Досье Дрездена» - чародей Гарри Дрезден, как и положено главному герою, в каждой книге с блеском выходит из трудных ситуаций. Но у него свои проблемы: ему фатально не везет с девушками, у него постоянно нет денег, и каждый месяц он ломает голову, как заплатить за квартиру. Читатель понимает: может, как чародей Гарри и крут, но и ему, как многим из нас, приходится перехватывать денег до зарплаты.
Герой романов Бориса Акунина Эраст Фандорин красив, богат, умен и пользуется у женщин необыкновенным успехом. Чтобы сделать столь идеального героя близким читателю, Акунин периодически подбрасывает ситуации, где красавец-сыщик оказывается в смешном положении. Тут и происходит момент отождествления – кто из нас хоть раз не оказывался в смешной ситуации? Прочитайте повесть «Пиковый валет» и вы поймете, о чем я говорю.
Ирина Сербжинская